Групповая психотерапия

Для чего человек приходит на психотерапию? В редких случаях, когда хочет что-то улучшить в своей жизни, обычно приходят потому, что есть какие-то проблемы, что-то не получается, чувствуют себя как-то не так. Соответственно, придя на группу, человек хочет разрешить какие-то свои проблемы в жизни, то есть удовлетворить какой-то свой запрос. К сожалению, на группе это сделать не всегда удается, так как там есть и другие люди, у них тоже есть свои проблемы, с которыми они пришли, приходится их слушать, а зачем спрашивается, тут своих проблем хватает, зачем чужих набираться? Тогда уже лучше ходить к терапевту индивидуально, так как там точно, с гарантией можно говорить о том, что беспокоит, можно использовать терапевта для решения своих проблем, все внимание получать только себе, тут более или менее понятно, за что деньги платить. Почему-то многие исследователи (например, работы R.W.Toseland и M.Siporin) и практические психологи считают группу более эффективной, чем индивидуальную терапию. Что происходит на индивидуальной терапии, я уже писал. Разберемся с групповой терапией, для чего она нужна и как она может помочь участникам решать личностные и жизненные проблемы?

Групповая терапия действительно не всегда позволяет всем пришедшим участникам разрешить те проблемы, с которыми они пришли на группу сегодня. Более того группа как инструмент психологической помощи задумывалась не для того, что бы клиенты на ней могли разрешить все те запросы, с которыми они пришли на занятие. Действительно, многие участники группы просто физически по времени не успеют разобрать все свои запросы. Как правило, удается разобрать или наиболее беспокоящие, или близкие большинству участников, а кто-то точно уйдет со своим незатронутым запросом. Закономерный вопрос “Зачем тогда приходить на группу?” имеет очень простой ответ. Группа работает с проблемами клиентов несколько другим способом. В групповой работе важен сам процесс взаимодействия участников между собой и с ведущим группы. Здесь используется идея, что люди на группе ведут себя точно так же как и в жизни. Все то, что для них является проблемой в жизни, то, с чем они не могут справится, проявляется и на группе. Психотерапевтическое воздействие самой группы на участников отличает групповую психотерапию от индивидуальной, основой которой является контакт одного клиента с психотерапевтом (консультантом). Конечно, это не означает, что в групповой психотерапии объектом помощи становится сама группа. Им и здесь остается отдельный человек. Как отмечают S.H.Foulkes и E.J.Anthony (1971), любая психотерапия прежде всего является помощью отдельному индивиду. Однако в группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.

Психологическую группу можно рассматривать как общество в миниатюре. Такие скрытые факторы как давление, влияние, приспособляемость, любимые роли, ответственность во взаимоотношениях, ценностные установки, убеждения, которые клиенты используют на работе, в семье или с друзьями, становятся очевидными и доступными для изменений на группе. Группа используется как  модель жизни. С одной стороны, здесь "вылезут" все страхи клиента, его проблемы, тревоги, с другой стороны, у него проявляется или формируется умение поддерживать, сопереживать, получать поддержку для себя. В процессе работы группы человек может научится создавать такие отношения с другими участниками группы, в которых он может не бояться быть осужденным, оцененным, осмеянным или отвергнутым.  Именно благодаря уникальной атмосфере психологической группы участники обнаруживают те стратегии, которые приносили им неудачу, постепенно наращивая новые, эффективные способы контакта с собой и окружающим миром. Группа дает возможность глазами других посмотреть на себя и свои проблемы, моделировать свое поведение "здесь и теперь". В группе можно получить различные реакции других ее участников на свое поведение, увидеть с их помощью последствия своего поведения не только в группе, но и вне ее. Группа не только позволяет участникам всесторонне увидеть себя, но и оказывает поддержку при испробовании новых способов поведения. Только в группе можно полностью использовать возможность универсализации проблем и использования альтруизма.

Есть такое понятие, как групповая динамика. Это профессиональный термин, и его знать всем вовсе не обязательно, важно понимать, что на группе идут некоторые процессы, которые влияют и на группу в целом и на каждого ее участника (эти процессы характерны не только для психотерапевтических групп, но и для любых коллективов). Каждый этап, который проходит группа в своем развитии дает человеку возможность увидеть и проработать определенные проблемы. Начальный этап существования группы называют псевдо сплочённым, он характеризуется наличием у участников группы так называемого формального доверия друг к другу. Вызвано это тем, что вначале люди мало знают друг друга и свое отношение к другим строят больше на своем жизненном опыте, чем на реальных отношениях в группе. В ходе работы выясняется, что представления участников группы относительно друг друга в чем-то совпадают с реальностью, а в чем-то нет. Этот процесс несовпадения реального поведения, отношения друг к другу, и того, что участники группы думают о друге, приводит к возникновению разногласий и конфликтов.  Постепенно это приводит к тому, что группа переходит на второй этап, этап конфликтов. Здесь очень важно не проигнорировать разногласия, не вернуться назад на первую стадию. Работая с этими конфликтами, проживая их участники видятся по-новому видеть друг друга, учатся видеть то, что мысли и представления о человеке и происходящее с ним в реальности – это разные вещи, учатся жить, опираясь на реальный опыт происходящего “здесь и теперь”, а не на свои представления и правила. Все это позволяет сформировать новые реалистичные отношения между участниками группы. При этом они получают возможность экспериментируя получать те отношения, которые в которых нуждаются. Группе это позволяет перейти на третью стадию сплоченности. А участники группы в результате этого процесса приобретают навыки формирования отношений, которые они могут использовать в своей жизни. Такая зрелая сплоченная группа является мощным поддерживающим фактором для ее участников и может очень длительно существовать, позволяя людям иметь место, где они могут делиться чем-то важным для них.

Некоторые группы создаются более ориентированными на разрешение запросов клиентов. Такие группы нельзя делать большими, оптимальный состав: пять - восемь человек. Другие группы больше рассчитаны на взаимодействие участников между собой, здесь оптимальный размер группы, как правило, это десять - пятнадцать человек. Обеспечить правильное функционирование группы, в соответствие с ее задачами - важнейшая функция терапевта, который эту группу ведет. Не важно, группа создается как ориентированная на проблему, или больше на взаимодействие участников группы между собой, процессы, происходящие между участниками группы, во многом и обеспечивают эффективность групповой терапии. По мере существования группы люди больше узнают друг друга, они начинают испытывать друг к другу разные чувства симпатии или антипатии, то есть между ними возникают какие-то отношения. Поскольку то, как человек ведет себя на группе, его поведение, то, что он делает или не делает и как делает, ничем не отличается от того, что он делает в своей обычной жизни, то это можно использовать для работы. Проживая какие-то ситуации на группе, вступая в отношения с участниками группы, разбирая эти отношения, учась благодаря участникам группы каким-то новым способам поведения, человек потом может перенести их в свою жизнь. В какой-то момент жизни группы для участников важным становится не те запросы, с которыми они пришли, а те процессы, которые происходят в самой группе между участниками, и именно они наиболее эффективно помогают получить новые формы поведения и пересмотреть уже имеющиеся. То есть получается, что помогают на группе не техники, а отношения, которые возникают между участниками, проживая эти отношения, выстраивая их лучшим для себя способом, человек получает модели поведения, которые он может реализовать в своей жизни. Часто можно слушать от участников, что к некоторым людям на группе они испытывают сильную неприязнь. Ко мне часто обращаются с этой проблемой, которая приводит к желанию уйти с группы, прекратить групповую терапию. Однако такой случай можно рассматривать как зону для роста, проясняя с “неудобным” человеком отношения, выясняя для себя, что стоит за неприязнью.

Как проходят занятия на группе? Занятие начинается с того, что участники в свободном порядке коротко рассказывают о себе то, что они хотят, делятся чем-то, что для них важно, говорят, чего бы они хотели сегодня на группе (поделится какими-то своими переживаниями, поработать с какой-то своей проблемой, которую они увидели у себя, принять участие в групповом процессе, прояснить отношения с кем-либо из участников группы и пр.). Этот процесс называется шерингом. В зависимости от ситуации и эмоционального состояния участников шеринг может быть или очень коротким, или занимать чуть ли не половину занятия. Далее ведущий группы предлагает участникам определится, кто хочет работать со своим запросом сейчас или чей запрос он поддерживает. Как правило, на группе удается разобрать два или три запроса. При работе с запросом участник группы работает с терапевтом оговоренное время, как правило, 20-30 мин и затем все участники группы делятся с ним своими чувствами и переживаниями по поводу того, о чем он говорил. Это называется обратной связью. Обратная связь нужна для поддержки, поэтому в ней запрещены какие-либо осуждения или советы, как правило, если не ставится какая-то конкретная задача, это чувства и эмоции, которые люди переживали в ответ на работу, сообщения о том, было ли подобное в их жизни, или как бы они чувствовали себя в подобной ситуации. В зависимости от величины группы занятие может длится от двух до четырех часов, как правило, с одним перерывом.

Обсудить на форуме